Об этом заболевании ещё 20-25 лет назад говорили как об очень редком. Помню,
при изучении курса дефектологии в отношении него преподаватель сказал: "Мы
не будем уделять этому диагнозу много внимания, потому что если за свою
практическую деятельность вам встретится 1-2 случая, то и это будет слишком
много, и вообще это маловероятно". И действительно, до начала 2000-х годов
так оно и было. Однако впоследствии количество детей с этой патологией стало
стремительно увеличиваться, и эта тенденция сохраняется и по сей день.
Что же это за заболевание? Аутизм, ранний детский аутизм (РДА),
аутистическое расстройство - вот его названия. В последние годы аутистические
расстройства стали объединять под аббревиатурой РАС - расстройства
аутистического спектра. Среди аутистических расстройств есть строго аутизм
(Каннера, Аспергера, Ретта, атипичный), а также аутистическое поведение.
При самом беглом обзоре открытых источников в Интернете вы узнаете, что еще
в 2000 году считалось: распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев
на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в
среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и
слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические
заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008
году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с
аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в
будущем.
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6 000 000 аутистов.
Только в центральной России более 200 000 детей с диагнозом
РДА (это учитывая тот факт, что официальной статистики заболевания нет, и
большая часть детей имеет диагнозы "Умственное отставание" или
"Детская шизофрения"). У большинства детей с аутизмом нет речи,
отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной
и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом - инвалиды.
Проблема приняла такие глобальные масштабы, что в 2008 году Генеральная
Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения
информации об аутизме.
Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан
Л. Каннером в 1942 г.,
в 1943 г.
сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. - С. С. Мнухин. Это
тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает
способность к общению, социальному взаимодействию. Современная наука не может
однозначно ответить на вопрос о причинах появления аутизма. Существуют
предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности,
тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими
ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.
Поведение детей с аутизмом отличается ярко выраженной стереотипностью (от
многократного повторения элементарных движений, таких как потряхивания руками
или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и часто деструктивностью (агрессия,
самоповреждение, крики, негативизм и др.). Исключительное разнообразие спектра
нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей
с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики. Специалисты
знают, что при одинаковом диагнозе подход к каждому ребёнку, страдающему таким
заболеванием, должен быть строго индивидуален. Методы, эффективные в одном
случае, могут дать прямо противоположный результат в другом.
Очень многое зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях
даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни
в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и
иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе.
Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в
традиционном для всех смысле может и не возникнуть. Неравномерность общего
развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию (в большей степени)
нередко делают из такого ребенка своеобразную "умную ненужность":
школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти
куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из
существующих школьных программ не подразумевает "обучения жизни".
Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома
испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить.
Коррекционная работа с любым ребенком, а с больным - тем более, будет
успешнее, если ее проводить комплексно, группой специалистов - психиатром,
неврологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но
только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по
одной программе.
Зная, какие лекарства и с какой целью прописаны ребенку, педагоги и
психологи вместе с родителями могут целенаправленно наблюдать за ним, сообщать
врачу о положительных или отрицательных изменениях в поведении ребенка, чтобы
он при необходимости корректировал курс лечения.
Педагоги и психологи совместными усилиями добиваются общей цели: помочь
ребенку адаптироваться к детскому саду или школе. Вместе они вырабатывают
индивидуальную программу развития ребенка. Педагог ставит конкретные образовательные
задачи, а психолог, опираясь на общие закономерности развития детей, помогает
решать возникающие проблемы. В любом случае комплексная помощь детям и взрослым
с аутизмом должна включать психологическое сопровождение всех членов семьи.
С аутизмом связано много мифов - например, что люди, страдающие аутизмом, в
большинстве своём обладают выдающимися способностями в отдельных областях. Но
далеко не каждый человек, больной аутизмом, имеет какой-либо необыкновенный
даром или является гением, например, в области математики или музыки: это
обычные люди - такие же, как все остальные, но с аутизмом.
Существует миф о том, что люди, страдающие от аутизма, не обладают никакими
эмоциями. Но это неверно: они испытывают чувства счастья, любви, грусти так же,
как и все остальные. И то, что они не могут выразить свои чувства тем же
способом, каким их выражают здоровые люди, не означает, что у них нет никаких
эмоций вообще. Они тоже умеют чувствовать, только по-своему.
Детей, больных аутизмом, необходимо научить общаться и взаимодействовать с
другими людьми. Это непростая задача, и она включает работу всей семьи, а также
специалистов. Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию
о новых методах лечения и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят
одним пациентам, но не подходят другим. Решения о лечении всегда принимаются в
индивидуальном порядке после тщательной оценки, и критерием должно служить то,
насколько это лечение подходит как для самого ребенка, так и для его семьи.
Важно помнить: аутизм - состояние, которое требует постоянного
коррекционного воздействия. Программа коррекции может меняться при развитии
индивидуума. Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную
надежду на полное исцеление.
Помните: аутизм нельзя вылечить! Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя
диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.
В нашем городе семьи, в которых есть дети с аутизмом, могут получить помощь
в отделении психолого-педагогической помощи реабилитационного центра
"Радуга", расположенном по адресу: г. Клин, ул. Толстого, д. 2; тел.
2-82-51, 2-15-33.
Директор Клинского реабилитационного центра "Радуга"
для детей и подростков с ограниченными возможностями
А. А. Лазорцева
Опубликовано на сайте "Клин Православный" 02.04.2013г.